Поход в старейшие общественные бани Москвы в наше время можно приравнять к поездке на машине времени. Они расположены по тем же адресам и в тех же зданиях, гордятся оригинальными интерьерами и собственными традициями. Годами в них передаются местные легенды и сплетни о знаменитых и постоянных посетителях.
«Единственное место, которого ни один москвич не миновал, - это бани», - писал Владимир Гиляровский.
Самые старые
Звезда русской бани – Сандуны в Москве. Любого почетного и не только гостя столицы, выразившего желание познакомиться с нашей баней, ведут туда.
Не зря говорят: «Кто в Сандунах не бывал, Москву не видал».
Открытые в 1806 года, они официально считаются достопримечательностью города и самыми старыми работающими банями в стране. По мнению заядлых поклонников, в них все прекрасно: величественная архитектура, материалы отделки, техническое оснащение, пар, артезианская вода, бассейн. Но, чем действительно Сандуновские бани отличаются от других своих собратьев, так это особым, аристократическим духом или, говоря современным языком, московским пафосом, строго поддерживаемым вышколенным персоналом.
Стараниями монахов
Общественные бани в нашей стране возникли благодаря монахам Киево-Печерского монастыря. На заре появления городов, возможностей помыться у простого народа было не много. Подавшиеся в поисках хорошей жизни в города, бывшие крестьяне загибались от грязи и болезней.
В привезенных из Византии старинных рукописях киевские монахи прочли, что для облегчения страданий больного его нужно «прогреть, помыть, наложить повязки на раны». Для приема больных монахи начали строить в Киеве большие деревянные бани по образу домашних, которые назвали «заведениями для немогущих». Эти первые киевские бани также считаются и первыми больницами. Вскоре «заведения для неимущих» стали появляться в других городах государства.
Банное Просвещение
Развитие и распространение русские общественные бани получили при Петре I. По его указу в Петербурге любой мог построить баню для народа. Во избежание пожаров предписывалось строить из камня и подальше от жилых кварталов. Государственная казна за это не брала пошлин. Постепенно выгодные условия для постройки и содержания городских бань государь предложил для всей империи.
В последствии в царствование Елизаветы Петровны ее придворный врач Антонио Санчес начал писать книгу «О российских парных, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья», которую издал в 1774 году в Париже.
В бане все равны
В наше время, имея собственные ванные, а иногда даже и бани, многие русские остаются горячими поклонниками общественных бань. Настоящие адепты утверждают, что такой пар, как в хороших общественных, даже лучшие домашние бани никогда не «приготовят».
Другая причина – общение. По меткому выражению журналиста, описавшего скандал в Ямских банях Санкт-Петербурга, возникший однажды между простым мастеровым и государственным чиновником, «в бане все равны». Многие любители общественной бани могут рассказать захватывающие истории о знакомстве с особенными людьми, с которыми в другой ситуации, вот так запросто пообщаться бы никогда не довелось.
Еще один факт – ценовая доступность. Городские бани практикуют скидки, а также бесплатное посещение для нуждающихся категорий граждан. Поэтому, несмотря на стремительное появление оборудованных чудесами техники модных заведений, важность общественной бани для русского человека сложно переоценить.