Главная / Блог / Банник: мифы и современность

Банник: мифы и современность

0 комментариев
Банник: мифы и современность
Покосившаяся закоптелая избушка, покрытая мхом, примостилась на задворках, подальше от людских глаз. Того и гляди встанет на куриные ноги и побежит за кем-нибудь поупитаннее, приговаривая скрипучим голосом: заходи-и-и, все косточки тебе пропа-а-а-рю.

Теперешние почитатели бани, привыкшие к отполированным заведениям с замысловатой подсветкой, бассейнами с морской водой и водопадами, вряд ли представляют, как именно выглядела аутентичная русская мыльня. Добавьте сюда хождения с лучиной впотьмах при неласковом, завывающем климате. Не мудрено, что нашим с вами предкам мерещилось, что в бане кто-то живет. Или все-таки не мерещилось?

По народным поверьям баня стала обитаемой на заре времен борьбы Бога и дьявола. Пытаясь как Бог творить людей, у дьявола получались одни черти. Однажды Бог рассердился и скинул их на землю. Кто куда упал, там и стал заправлять и хозяйничать. Домовой – в доме, леший – в лесу, а банник - в бане.

Исследователи русской мифологии в народных сказаниях отыскали огромное количество самых разных описаний банного черта. Это и черный мохнатый человек, иногда огромного роста, с длинными волосами, с железными руками и когтями. И маленький, голый старичок с лохматой бородой, покрытой плесенью. Иногда он седой и мохнатый, иногда - нагой и покрыт грязью или листьями от веников. Бывает, является его жена – мифический аналог повивальной бабки - властная, лохматая, страшная старуха, с длинными волосами и большими зубами или демоническая шишига, могущая претвориться знакомой или родственницей. Некоторые в бане видели несколько маленьких человечков или знакомых мужиков. А бывало, что и теленка, жеребенка, кота, собаку, лягушку, зайчика или даже оживший веник или угли.

Интересно, что при таком разноплановом и обильном описании, большинство верующих в банника, считали его духом невидимым, который обнаруживал свое присутствие разве что при помощи разнообразных звуков, доводящих, порой, простой люд до потери сознания. Тем не менее, считается, что реальный шанс увидеть спящего банника есть рано утром на Пасху.

Имен у хозяина бани было столько же, сколько и описаний. Банной, банник, лазьник, баенник, байнушко, шишок, анчутка, жихарь и пастырь. Иногда его называли чертом или домовым, а иногда просто говорили, что живет в бане какая-то нечисть. В любом случае, нам с вами понятно, что разноописание банного жителя говорит об одном: кому что в потемках примерещилось, то он и рассказывал. По крайней мере, я хорошо помню, как за мной кралось чудовище из моего первого фильма ужасов всю дорогу от кинотеатра до дома!

В представлении наших предков банник был хранителем порога бани, как ее границы, защищающим свои владения от всего неугодного. Поэтому ни стоять, ни сидеть, ни даже прикасаться к порогу бани нельзя. Как и любой страж, он не мог быть добряком. Однако, как всякий былинно-сказочный персонаж, в зависимости от ситуации, он мог демонстрировать и свою хорошую сторону. «Нет злее банника, нет его добрее» - говаривали на Руси.

В эпоху просвещения, ученые умы объясняли, что образ коварного банника является олицетворением жара, душащего человека, персонификацией опасностей, которые подстерегают нас в бане. Так банник превратился в своеобразного «козла отпущения», по вине которого происходили все несчастья, происходящие с людьми в бане.

Сложно не согласиться, что настоящему русскому, который переоценил свои возможности и упал в обморок, обжегся, ударился или поскользнулся, проще приписать это проказам полусказочного существа, чем своей «дурной» голове.

Так, баннику, якобы, принадлежал свод правил, которыми он руководствовался выбирая ту или иную линию поведения. Самое большое оскорбление ему приносили те, кто решал париться после третьей смены людей. Хозяин бани начинал ошпаривать моющихся кипятком, раскалывать камни в печи и «стрелять» ими, наводить угар и пугать непрошеных гостей стуком в стенку, «объясняя» таким образом, что пришло время париться ему и сотоварищам – всяческим бесам, лешими, русалкам и кикиморам болотным. Поэтому ретивые блюдители законов, после последнего посещения парной всегда оставляли баннику помывочные принадлежности, благодарили его и приглашали попариться. Сегодня же мы понимаем, что и у бани есть свой предел, после определенного количества заходов, ей нужно попросту остыть и выпустить «плохой» пар.

Не смотря на то, что сам банник принадлежал к нечистой силе, он категорически не любил всего «нечистого». К примеру, считалось, что его запросто можно разозлить распутным поведением и произнося скверные слова. В его владениях нельзя было шуметь, кричать, ругаться и подгонять того, кто парится. Сегодня научно доказано, что вода способна заряжаться «плохой» и «хорошей» информацией. Все читали в сказках о «живой» водице, хозяином и хранителем которой и был банник. Приписывая ему непреклонную строгость, на самом деле наши дремучие прадеды на основе собственных наблюдений видели, что в зависимости от поведения перед двумя наиболее сильными стихиями - огнем и водой – они получали тот или иной результат.

В связи с этим не любил банник и пьяных, особенно тех, что, распарившись, засыпали в его жилище. Источники говорят нам, что разозлившийся старик, сводил их с ума, лишал речи или вообще снимал с них кожу живьем, вывешивая ее сушиться над печью, или просто запаривал до смерти. До определенной степени это легко объясняет современная медицина. Находящийся в крови алкоголь затуманивает разум, не давая человеку адекватно оценивать происходящее, а в сочетании с жаром оказывает взаимоусиливающее воздействие. Так что одинокий выпивоха, забредший в баню, с большой долей вероятности станет жертвой собственного легкомыслия, последствия которого для нашедших его людей вполне могут выглядеть, как коварные проделки нечистой силы.

Кроме этого, париться полагалось в положенное время: летом - до семи часов вечера, зимой - до полудня. И никогда не заходить в баню после захода солнца. Усталые путники предпочитали переночевать в стогу сена, чем зайти в баню. Исключение делалось для рожениц и для девушек, которые на следующий день выходили замуж. Вообще банник считался дамским угодником и редко когда «доставал» прекрасный пол. Более того, в дни святочных гаданий он помогал девушкам предугадать свою судьбу и всячески способствовал невестам.

С точки зрения исследователей, банник обладал таинственной силой над роженицей и новорожденным, которому он помогает обрести облик, силу и судьбу. Именно поэтому часто женщины за три дня до родов и потом целую неделю после них жили в бане. Будучи самым лютым из «домашней» нечисти, банник лучше всех мог защитить мать и дитя, которые в это время находились на грани двух миров Однако банник не любил видеть у себя в гостях молодых матерей без сопровождения. Разумеется, эмоции таких женщин зашкаливают, сил никаких нет, того и гляди приключится беда!

Следил банник и за местом, где строили его жилище. Если баня сгорала, дом или другое помещение здесь не возводили. Считалось, что банник ни за что не отдает насиженную им территорию, а ослушавшимся смельчакам покоя не даст: наведет клопов и мышей, будет портить вещи, может даже передушить весь скот.

Добивались расположения банника тем, что содержали баню в чистоте и оставляли после ухода ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Пытались с помощью обрядов и навсегда отбить у него охоту к вредительству. Удивительно, но христианство, успешно боровшееся с нечистой силой, против банного жителя было бессильно. Кресты и молитвы были ему ни по чем. А все потому, что был наш герой язычником. Поэтому крепко страдавшие от его напастей хозяева старую баню ломали и строили на ее месте новую, принося в дар баннику черную курицу, которую следовало задушить и закопать под порогом. Особенно хорошо если дело это происходило под Чистый четверг.

Так что, справедливости ради, можно заключить, что банник, будь он хоть самим чертом, был персонажем строгим, но справедливый. И даже если народная молва придумала его всего лишь как доходчивое средство объяснить технику безопасности, чтобы сдерживать залихватскую удаль, которой и по сей день славится русский народ, и которая не совсем уместна там, где все кипит, шкварчит и пылает, мы можем только порадоваться знаменитой русской смекалке.

ЯПОНСКИЙ КОЛЛЕГА

Аканамэ - банный дух из японского фольклора. Его имя означает буквально «слизывающий грязь», но в устном произношении также созвучно выражению «красная грязь». По этой причине аканамэ иногда описывается краснолицым или краснокожим. Аканамэ является олицетворением страха, могущего посетить суеверного человека в темном нежилом помещении поздней ночью. По поверьям, этот дух выходит ночами, чтобы слизывать грязь, скопившуюся в публичных банях, ванных комнатах, немытых баках и ушатах. Японцы считают, что если принять ванну сразу после того, как ее вылизал аканамэ, то это чревато каким-нибудь заболеванием. Так, в образе аканамэ отразилось наблюдение народа, что пренебрежение правилами гигиены пагубно отражается на здоровье. Аканамэ впервые изображается на рисунке Ториямы Сэкиэна 1776 года - «Ночной парад ста духов», вероятно изображение основано на рассказе из сборника «Кокон-хяку-моногатари Хебан».

Автор: Смирнова Оксана.

Теги: банник, Анчутка, Шишок, Аканамэ, мифология

Комментарии 0

Ваш комментарий

Прокомментировать
Интересные статьи

Идеальный веник для бани своими руками

Веник называют «генералом» бани и изготовление его, как настоящее искусство, подчиняется своим законам и правилам.

Почему в бане чисто?

Эфирные масла и смолы, выделяемые деревом, обладают ярким антимикробным действием. Они буквально дезинфицируют не только стены бань, но и сам воздух в них.

Банник: мифы и современность

Покосившаяся закоптелая избушка, покрытая мхом, примостилась на задворках, подальше от людских глаз. Того и гляди встанет на куриные ноги и побежит за кем-нибудь поупитаннее, приговаривая скрипучим голосом: заходи-и-и, все косточки тебе пропа-а-а-рю.

Популярное