Баня и православие
0 комментариевВ нашей статье Европа в поисках правды о чистоте мы рассказали об отношении западных священников к банным процедурам. Несмотря на то, что религия у нас одна, в этом вопросе православная церковь придерживается прямо противоположного взгляда. Благодаря уникальным размером Российского государства с самых древних времен наши предки были вынуждены вести напряженную территориальную и духовную борьбу с соседними народами. В ходе этой борьбы сформировалась особая русская культура, которую нельзя отнести ни к западной, ни к восточной. Один из культурных парадоксов нашего народа – отношение к бане.
Храм для души
Многие религии сыграли важную роль в зарождении и распространении банных традиций. К примеру, в исламе и буддизме баня рассматривается в качестве символа телесной чистоты и здорового духа. Тоже самое можно сказать и о православии. «После бани и душа кажется очищенной» - говорили на Руси еще задолго до прихода христианства.
С принятием же христианской религии у нас не произошло резкого противостояния между языческими обрядами и православными. Как сообщал в Рим в начале XV века кардинал Д'Эли: «Русские до такой степени сблизили христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладает». «Они постоянно ходят в баню! Не менее раза в месяц!» - возмущалась дикостью поведения наших предков просвещенная Европа.
В отличие от католиков, всячески принижающих человеческое тело, у православных христиан оно стало храмом для души и должно содержаться соответствующим образом. Более того, чистота тела приравнялась к чистоте души! Впрочем, физическое благополучие не является основной целью, а служит лишь средством для «следования по житейскому морю ко спасению». «Что пользы тело здоровое иметь, но душу немощную и расслабленную», - писал Святой Тихон Задонский.
Еще в «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XIIвека, рассказывается о поразившей путешествующего по русской земле святого апостола Андрея Первозванного традиции: «Разденутся люди, будут наги и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами и до того, что вылезут чуть живые и обольются водою студеною и только так оживут. И творят это никем не мучимые, а совершают омовение себе».
Более поздним примером особого отношения русского человека к бане служит рассказ Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный», в котором главный герой «входил в баню и всякое вредное напряжение совсем отступало, мелкие мысли покидали голову, в душу вселялась некая ценность, крупность, ясность — жизнь становилась понятной, Алеша входил в баню, как в храм».
Универсальный инструмент
Старейшие сохранившиеся источники, рассказывающие о жизни наших предков, говорят о том, что издавна с баней был связан весь цикл человеческой жизни от рождения до смерти. В бане совершались таинства накануне и после зарождения новой семьи, о чем мы писали в нашем цикле статей: Баня в русских свадебных обрядах. Благодаря саже, оседавшей на стенах и содержащей натуральный антисептик, в банях рожали и жили несколько дней с младенцем. Последнее омовение умершего тоже совершалось в бане и сопровождалось специальными ритуалами. А раз в год в Чистый четверг баню топили для духов предков, поддерживая связь с ушедшими поколениями.
С появлением городов гигиенические процедуры для простых людей стали проблемой, в результате стали появляться и стремительно распространяться болезни. Из привезенных из Византии старинных рукописей монахи Киево-Печерского монастыря узнали о том, что для облегчения страданий больного зачастую требуется его хорошенько прогреть, помыть, наложить повязки на раны. В православном учении здоровье рассматривается как величайший дар Божий.
Стараниями монахов в Киеве появились первые деревянные бани, которые назывались заведениями «для немогущих» и являлись по сути не столько первыми общественными банями, сколько первыми больницами. Из Киева городские бани распространились во все города Руси.
С появлением православия, церковь не противилась совместному пребыванию в банях лиц разного пола и грехом это не считала. Возможно именно поэтому на постепенное закрепление при банях девиц легкого поведения и последующее открытие при них борделей отцы церкви смотрели сквозь пальцы.
Таинство крещения
Леонардо да Винчи, вслед за древними философами, говорил: «От воды все в мире живет. Жизнь - одушевленная вода». Обряд омовения водой, как символ очищения, известен в православии как таинство крещения. Многими мыслителями омовение в бане сравнивалось с обрядом крещения, поскольку суть и итог у них один - очищение.
В «Славяно-русском лексиконе», составленном в начале XVII века иеромонахом Памвой Берындой и опубликованном в 1627 году, толкование слова «Баня» включает в себя и понятие «Крещения». Схожее осмысление бани отмечено в средневековой христианской традиции Западной Европы — в «Пастырском слове на Богоявление» римского епископа и мученика Ипполита. Он отождествлял очистительную силу крещения с «баней возрождения».
Святой Апостол Павел утверждал: «Есть тело душевное, а есть тело духовное». Об этом же говорил Феофан Затворник: «Есть тело, есть душа, а есть дух - то есть та сила, которую вдохнули в нас при крещении». А это значит, что при погружении в купель очищается духовное тело, происходит сопоставление его с Христом, воскрешение человека для служения Богу. Совершая таинство миропомазания через обряд крещения новому члену церкви передается печать благодати Святого духа.
Таким образом, не смотря на многочисленные перемены, которым подвергалась наша страна на протяжении своей истории, благодаря своей способности поддерживать здоровье души, тела, духа, русская баня с древних времен и до наших дней пронизывает все сферы жизни человека и сохраняет свое значение.
Оксана Смирнова
Идеальный веник для бани своими руками
Веник называют «генералом» бани и изготовление его, как настоящее искусство, подчиняется своим законам и правилам.
Почему в бане чисто?
Эфирные масла и смолы, выделяемые деревом, обладают ярким антимикробным действием. Они буквально дезинфицируют не только стены бань, но и сам воздух в них.
Банник: мифы и современность
Покосившаяся закоптелая избушка, покрытая мхом, примостилась на задворках, подальше от людских глаз. Того и гляди встанет на куриные ноги и побежит за кем-нибудь поупитаннее, приговаривая скрипучим голосом: заходи-и-и, все косточки тебе пропа-а-а-рю.
Комментарии 0
Ваш комментарий