Византия: на страже банной культуры
0 комментариевВ нашей статье Это жаркое слово хаммам! мы упоминали о том, что популярные во всем мире турецкие бани произошли от роскошных древнеримских терм. Однако, если быть точными, между ними значительный отрезок времени занимал переходный период с банями Византийской империи.
Спасенные медиками
Несмотря на то, что Восточная Римская империя, как называли Византию, стала преемницей великого Древнего Рима, ее банная культура кардинально отличилась.
Как известно, привычка мыться утратилась европейцами с приходом христианства. В качестве основного объяснения взаимосвязи этих событий обычно приводится довод о том, что в христианской религии все, что связано с телом и заботой о нем считается греховным, а долг верующего состоит исключительно в заботе о душе.
В отличие от большинства других раннехристианских государств, Древняя Византия сумела сохранить полезную римскую традицию. Практичные византийцы умудрились найти компромисс с отцами Церкви: великолепные древнеримские банные дворцы они перестроили в христианские храмы, оставив для банных процедур публичные термы, которые из центров общественной жизни превратились в помещения для омовений. Христианскими канонами обязательное омовение предусматривалось перед Пасхой. Чаще римские наследники могли мыться исключительно благодаря предписаниям медиков.
В те далекие времена идеи Церкви еще не успели распространиться на весь общественный разум, поэтому в Византии бурно развивались науки, в том числе и медицина. Так, византийские врачеватели уделяли особое внимание траволечению и назначали больным банные процедуры 1-2 раза в неделю с применением различных растительных составов, в зависимости от заболевания. Считалось, что жар лечит любые болезни, оберегает здоровье и укрепляет тело. Мыться следовало натощак, прежде чем появится голод и аппетит. Согласно «Медицинскому трактату» тучные люди должны были находиться в бане до тех пор, пока не выступит пот, после чего следовало натирать тело смесью из люпина, сухой кожуры цитрусовых и измельченных листьев розмарина. Худые же должны были использовать мякоть дыни, тыквы, муку бобовых и сухие измельченные цветки роз. При купаниях вместо мыла использовали травы, увеличивающие потоотделение - майоран, мяту, ромашку.
Бани сельские и городские
Как и в других государствах, в Византии доступ к гигиеническим процедурам зависел от материального положения граждан. В ранневизантийских городах благодаря римскому наследию общественных бань было очень много. Однако в отличие от роскошных терм, они представляли собой здания с несколькими обогреваемыми залами, в которые подавалась горячая вода. Как и римская, византийская баня имела аподитерий, кальдарий, тепидарий, фригидарий, парилку, бассейны, базилику и туалеты. В первое время при банях существовали и палестры - гимнастические залы, бывшие настолько популярными, что некоторые патриархи требовали закрывать бани в воскресенье, а позднее просто запретили предусматривать их при строительстве.
Другое отличие Византии – преобладание сельского населения над городским. Бани в провинциях были примитивные, оборудованные дровяными печами, и топились «по-черному». Такие же бани строили и в византийских монастырях. В записях монаха Хониата можно найти следующее описание: «Дым идет в помещение, сквозь щели дует такой ветер, что местный епископ всегда моется в шапке, чтобы не простудить голову!»
Совсем по-другому выглядели бани в частных имениях. Несмотря на неодобрительную позицию церкви, византийские вельможи придавали баням столь же огромное значение, как и ипподромам. Аристократия любила понежить себя водными процедурами в роскоши собственных лутронов (купален), для украшения которых использовалось листовое золото, драгоценные камни и витражи, выполнявшие роль потолочных фонарей.
9 бань Константинополя
В отличие от других городов, бани столицы Византийской империи ни качеством, ни количеством не уступали, а иногда даже превосходили римские храмы красоты и здоровья. Среди тысяч общественных и частных бань особенно выделялись девять крупнейших общественных.
Бани Аркадия – знамениты портиком здания, украшенным статуями и крытым залом, выходящим за линию приморских стен и вдававшимся в море, исполнявшим роль пристани для приема легких судов посетителей. В зале, на порфировой колонне, находилась статуя императрицы Феодоры с благодарственной надписью от горожан.
Бани Ахилла - название связано со статуей «ахилла» - обнаженного эфеба с копьем, находившейся в ее гимнасии. Печально прославились среди жителей столицы при императоре Юстиниане I. В ходе подготовки морской экспедиции армии Велизария в Северную Африку эпарх дворца устроил в них ускоренную выпечку хлеба для солдатских пайков. Хлеб пропекался не дважды в пекарне, как положено, а один раз на полу тепидария. Уже по прибытии кораблей в город Мефону обнаружилось, что хлеб испортился и раскрошился. В итоге среди византийских воинов начались болезни, а около пятисот человек умерли. Несмотря на жалобу Велизария императору, высокопоставленный вор не понес никакого наказания.
Бани Икономион - самые обширные из бань комплекса Большого императорского дворца в Константинополе. По своей роскоши превосходили все подобные сооружения в городе. В интерьере широко использовались мраморы, цветные декоративные камни, мозаики, витражи и благородные металлы. Разобраны в 971 году императором Иоанном I на сполии, которые использованы для перестройки надвратной часовни Христа Спасителя.
Бани Евдокии – внутренние помещения были богато украшены декоративным камнем, витражами, мозаиками и аркадами по периметру, в которых находились статуи, в том числе Цизы (языческой богини, покровительствующей кормящим матерям), Геракла, Афродиты, Геспериды, Арктура, Марса и другие.
Бани Зевксиппа – в ранневизантийское время являлись своего рода музеем редких произведений искусства. Здесь среди других многочисленных статуй находилась скульптура, изображавшая Гомера, настолько удачная, что тот казался византийцам живым. Когда бани перестали функционировать из-за отсутствия достаточного количества воды, часть помещений перестроили в казармы, а часть - в одну из тюрем Большого дворца, известную как Нумера.
Бани Константина – построенные в царствование императора Константина I Великого в центральной части новой имперской столицы. Были украшены мрамором, порфиром и другими ценными минералами, на стенах имелись мозаики, на потолке витражи в виде световых фонарей. В настоящее время, возможно, на их месте находится Чукур Хаммам.
Бани Тавра (Софиевы бани) – построенные в царствование императора Феодосия I Великого рядом с форумом Быка на месте водоема и Великого Храма нимф. Позже эти бани обветшали и подверглись частичному разрушению в результате землетрясения, но были восстановлены императором Юстином II и получили новое имя в честь его жены Софии. Частично сохранилась одна из трех цистерн, питавших их.
Бани Анастасии - являлись элементом грандиозных плановых работ по улучшению водоснабжения города, которые начали осуществляться еще при Константине Великом. Названы в честь старшей из дочерей императора Валента.
Влахернские бани - сооружение началось по личному указанию императора Тиверия II, который так и не смог увидеть завершение их строительства.
Почти все крупные бани Константинополя были разрушены землетрясениями. Часть пострадала во время восстаний. Некоторые уцелевшие элементы, в частности скульптуры, попали в храм Святой Софии, на ипподром, и, в большинстве своем, - в Большой императорский дворец. Во время своего существования бани периодически закрывались поскольку полностью зависели от функционирования константинопольского акведука - самого протяженного сооружения древнего мира (на сегодняшний день выявлено около 405 километров), который постоянно страдал от разрушений во время военных действий.
Оксана Смирнова
Идеальный веник для бани своими руками
Веник называют «генералом» бани и изготовление его, как настоящее искусство, подчиняется своим законам и правилам.
Почему в бане чисто?
Эфирные масла и смолы, выделяемые деревом, обладают ярким антимикробным действием. Они буквально дезинфицируют не только стены бань, но и сам воздух в них.
Банник: мифы и современность
Покосившаяся закоптелая избушка, покрытая мхом, примостилась на задворках, подальше от людских глаз. Того и гляди встанет на куриные ноги и побежит за кем-нибудь поупитаннее, приговаривая скрипучим голосом: заходи-и-и, все косточки тебе пропа-а-а-рю.
Комментарии 0
Ваш комментарий