× Добавить сауну

Русские бани и сауны

Фильтры: 1 Сбросить все
0 отзывов
Сауны и бани
Баня на дровах "На берегу"
50 - 1500 руб.
ПозвонитьКропоткинский переулок, 7с3
0 отзывов
Общественная баня
Коптевские бани
400 руб.

ПозвонитьВойковская

ПозвонитьБольшая Академическая улица, 13а
Кунцевские бани. Москва.
0 отзывов
Общественная баня
Кунцевские бани
400 руб.
ПозвонитьМожайское шоссе, 21к3
1 отзыв
Общественная баня
Астраханские бани
450 руб.

ПозвонитьПроспект Мира

ПозвонитьАстраханский переулок, 5/9
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна СПА-Мастер
500 руб.

ПозвонитьЮго-Западная

ПозвонитьЛенинский проспект, 146
0 отзывов
Общественная баня
Царицынские бани
500 руб.

ПозвонитьЦарицыно

ПозвонитьЛуганская улица, 10
1 отзыв
Банный комплекс
Банный комплекс на Дубнинской
500 - 1800 руб.

ПозвонитьВладыкино

ПозвонитьДубнинская улица, 6
0 отзывов
Сауны и бани
Банька на Октябрьской
500 - 1000 руб.

ПозвонитьДостоевская

ПозвонитьОктябрьская улица, 4
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна на Большой Грузинской
500 руб.

ПозвонитьБаррикадная

ПозвонитьБольшая Грузинская улица, 32с1
4 отзыва
Сауны и бани
Сауна Услада
500 - 1000 руб.
Зал Первый всего 2 зала

ПозвонитьПражская

ПозвонитьДнепропетровская улица, 14
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна в Ясенево
500 - 900 руб.

ПозвонитьЯсенево

ПозвонитьВильнюсская улица, 3а
0 отзывов
Банный комплекс
Комплекс саун на Можайке
550 - 1100 руб.
Зал Третий всего 4 зала

ПозвонитьМолодежная

ПозвонитьМожайское шоссе, 21к3
0 отзывов
Общественная баня
Баня в Капотне
550 - 1100 руб.
Общая баня всего 3 зала

ПозвонитьАлма-Атинская

Позвонить2-й квартал Капотни, 2
2 отзыва
Общественная баня
Берсеневские бани
600 руб.

ПозвонитьКропоткинская

ПозвонитьБерсеневская набережная, 16с5
0 отзывов
Общественная баня
Лефортовские бани
600 руб.

ПозвонитьАвиамоторная

Позвонитьулица Лефортовский Вал, 9а
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна в Некрасовке
650 руб.
Позвонить2-я Вольская улица, 11к3
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна Визит
700 - 1200 руб.
Зал Малый всего 2 зала

ПозвонитьПражская

Позвонитьулица Красного Маяка, 15б
Посетив русские бани в Москве, можно познакомиться с каноническим русским парением. Именно в столице ярче всего представлена история развития русского банного искусства, функционируют старейшие в стране бани – знаменитые Сандуны, открыты курсы банщиков при Московской гильдии русских мастеров печного и банного дела.





Откуда взялась русская баня доподлинно не известно. Являясь постоянным составляющим быта человека, процедура купания во многих странах трансформировалась в своеобразный ритуал. Постепенно он обрастал местными традиционными обрядами и переплетался с религией.



Мы знаем о банях Древней Индии и Древнего Египта, наслышаны о легендарных термах Древнего Рима. В наше время банное лидерство принадлежит Финляндии. Именно финские сауны наиболее распространены в мире. Что касается самой страны Суоми, то там сосредоточено самое большое количество парилок на душу населения, а именно 3 миллиона на 5,5 миллионов человек. В силу масштабности территории и общего числа населенных пунктов России посчитать сколько всего банных заведений находится у нас не представляется возможным. Однозначно можно сказать, что по значению для самого народа мы можем гордиться русскими банями ничем не меньше, чем финны - саунами.



История термина



В многочисленных спорах историков и языковедов родилось мнение, что слово «баня» происходит от древнегреческого βαλανεῖον (баллиниум), которое в переводе на русский язык означает «сходим в баню, помоемся».



После захвата Эллады Римской империей греческий глагол попал в латинский язык, трансформировавшись в bagno na cano (банио на кано) – «помоюсь пойду». В среднегреческом языке, на котором говорили в Восточной Римской империи или Византии, фразу сократили до общего термина banyo (банио), которым называли и места для мытья и само действие - мытье.



Из Византии через ритуалы крещения, связанные с водой, слово «банио» попало в другие страны, в том числе в Киевскую Русь. Там оно постепенно вытеснило имеющиеся русские слова, означающие банные избы - «мыльни», «мовницы», «мови», «мовни» и купание - «творити мовь».



Несмотря на то, что сегодня банею мы называем помещения с парилкой и вениками, общеевропейское толкование этого слова (англ. - bath, нем. - bad, франц. - bain, итал. - bagno, исп. - bano, болг. - banya, серб. - banja, турец. - banyo и так далее) c древнейших времен и поныне означает омовение вообще, все равно каким способом.



Древний мир



Наши предки, древние племена, кочевавшие по холодным территориям Северо-Восточной Европы, на местах временных стоянок всегда устраивали своеобразную походную баню. По свидетельствам Геродота, у скифов она была гигиенической, лечебной и косметической процедурой, а также просто формой расслабления и отдыха. Для этого устраивался специальный шалаш: скреплялись вместе несколько жердей и покрывались войлоком. Внутрь шалаша вносили металлический сосуд с раскаленными камнями. На камни скифы бросали конопляное семя, от которого немедленно начинал подниматься душистый пар. Находясь внутри, человек не только обильно потел, но и вдыхал насыщенный целебными испарениями воздух.



Геродот отмечает: «Наслаждаясь парением, скифы вопят от удовольствия».


Скифские женщины перед процедурами растирали кусочки коры, хвою кедра и кипариса, а также другие ароматические растения. Сухую смесь разбавляли водой до образования густой пасты с очень приятным запахом, которой натирали все тело. Когда ее смывали, тело становилось чистым и блестело.



Позднее вдоль рек люди начали образовывать постоянные поселения и строить деревянные дома с очагом посредине, который использовался для обогрева помещения, приготовления пищи и купания. Постепенно для последнего стали сооружать отдельные помещения по образу и подобию жилых, но меньшего размера.



Древние финно-угоры для мытья использовали землянки с печками, называя их sauna - от слова savunen, означающего «дымный» (до изобретения трубы для отвода дыма из помещений, все продукты горения оставались внутри строений и изгонялись из них с помощью проветривания).



Южно-восточные славяне отмывались в вырытых на обрывах рек и прогретых огнем ямах, норах, землянках, которые называли «лазни» или «влазни». В древнем Киеве землянки для купаний именовались «изтопки», «истопки», «изтобъки» («из» - вокруг, «топка» - место для огня, очаг).



Древние западные славяне мылись в специально построенных наземных срубах, которые назывались «изба», польск. - izba, чешск. - jizba («из» - вокруг и «ба», как и у соседних германцев, «костер» или «печь»). Позднее эти избы перекочевали в новгородские земли к финнам, словенам и кривичам, где в 800-900 годах свои глинобитные печи они сменили на печи-каменки.



Первые документальные упоминания об этом содержатся в «Повести временных лет» (945 год), составленной летописцем Нестором — монахом Киево-Печерского монастыря. В ней описывается путешествие апостола Андрея в русскую землю. По преданию, святой Андрей проповедовал Слово Божье на киевском холме на берегу Днепра, а после продолжил путь вверх по течению реки. Так дошел он до северных русских земель, где находится современный Новгород. В тех краях Андрей стал свидетелем поразившей его картины: русские люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз.



С толпой странников вернулся Андрей в Рим, где и рассказал об увиденных им чудесах: «Видел избы деревянные. И как нажарят их румяно, от одежд освободятся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят русские мовенье себе, а не мученье».


Современная история



После монгольского нашествия 1240 года Киев вошел в состав Литвы, а затем Речи Посполитой. Европейцы к тому времени снова стали мыться непосредственно в доме, отдельным банным помещениям предпочитая корыта, чаны и бочки, чему и обучили жителей русских южных краев.



От них мода распространилась по всей русской земле, сначала во Владимиро-Суздальское княжество, а потом и в Москву. Вятичи стали мыться в своих курных (дымных) избах, в которых жили, прямо в глинобитных сводовых печах, для банных дел увеличив их горнила.



Традиция мытья в отдельной курной паровой избе, иными словами, бане по-черному, сохранилась на русском севере, особенно в Сибири. Оттуда во времена правления Романовых, известные большим числом переселенцев и зарождением городской торговой бани, она распространилась по всей территории России, навсегда заняв особое место в сердце русского человека.



Особенно распространению банного дела способствовал Петр I. При возведении Петербурга разрешил он строить в новом русском городе банные заведения всем без всяких ограничений, в частности, без пошлин, как в других местах России. Позднее император учредил специальную банную канцелярию, в ведении которой находились банные учреждения Петербурга. Стоимость входа была низкой, чтобы каждый желающий, даже самый бедный, мог ходить париться без ущерба для своего кошелька.



В государственном архиве сохранилась интересная запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение завести в Москве лечебное банное учреждение, хозяина которого строжайше обязывали «…пользовать в нем только наружные болезни и трудные операции без ведома и совета докторского не чинить. И за труд свой цену брать настоящую и без излишеств, дабы на него жалоб не происходило».


Русско-финские отношения



С распространением христианства, стремительным падением нравов в банных заведениях, повлекшим за собой эпидемию сифилиса, в Средние века на западе практически полностью уничтожили банную культуру и саму традицию регулярного мытья. В противопоставление наши служители церкви никогда не трогали русскую баню, считая ее важнейшей помощницей в деле сохранения телесной и душевной чистоты верующих.



Именно благодаря еще совсем недавно известной по всей Европе паровой русской бане сохранилась столь популярная сегодня древняя традиция парения при высоких температурах.


Тут сам собой напрашивается вопрос о саунах. Как случилось, что они дали фору искусству русской бани? Финляндия до 1714 года, то есть до первого попадания под влияние России, 600 лет находилась под гнетом Швеции. Приняв католицизм, финны вместе с остальными европейцами начали рьяно бороться с заботой о бренном теле человеческом, практически полностью утратив свои банные традиции.



Столетиями усердно искореняя сауны на своих землях, финны сохранили их в конце концов лишь в самых дремучих сельских поселениях, где они служили исключительно для сушения или копчения рыбы и мяса, а также хранения конопли, льна и овощей.


В 1809 году страна Суоми в качестве автономного Великого Княжества Финляндского, вошла в состав Российской Империи. Во времена русского правления близость к Санкт-Петербургу с его многочисленными банными заведениями, которые являлись центрами столичной жизни - в них открывали библиотеками, обсуждали политические вопросы, придумывали литературные и музыкальные произведения - вернула интерес финнов к парению. Постепенно в городах появились новые банные заведения. Чтобы не вступать в противоречие с религиозными нормами, в них решили вести себя как в церкви.



С тех пор этикет в sauna предполагает парение в гробовой тишине, в отличие от русских банек, в которых царят громкие разговоры и веселый смех.

После восстановления независимости Финляндии в 1917 году финны вновь стали открещиваться от собственных банных традиций, якобы навязанных «дремучей» Россией и русскими.



Впервые мир узнал о сауне во время олимпийских игр 1936 года в Берлине. Место обитания финских спортсменов в олимпийской деревне было оборудовано перевозной деревянной утепленной кабиной с мощной электропечью, чудодейственным влиянием которой объяснили спортивные достижения команды. Постепенно слухи о финском средстве для прогрева тела спортсмена с целью снятия мышечной усталости, борьбы с болями и усталостью после соревнований обрастали подтвержденными медицинскими фактами.



Еще большую славу саунам снискало желание финнов идти в ногу со временем. Громоздкую каменку они заменили электрической печью, что позволило устраивать парную даже в небольшой ванной комнате многоквартирного дома.





Русскому человеку стесняться своей истории не приходится. Мы бережно сохранили до наших дней традиционные парные и, не чураясь современных мировых тенденций, открываем финские сауны с русской баней, чтобы все желающие приобщиться к банной культуре смогли найти подходящий для себя вариант.



Смотрите также: русские бани и сауны в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге