× Добавить сауну

Русские бани и сауны

Фильтры: 1 Сбросить все
0 отзывов
Сауны и бани
Сибирская баня Живица
13000 - 40000 руб.

ПозвонитьКомсомольская

ПозвонитьНовая Басманная улица, 16с8
1 отзыв
Банный комплекс
Сауна Тазик-клуб
8000 - 19000 руб.
Зал Марокко всего 4 зала

ПозвонитьКутузовская

Позвонитьулица 1812 Года, 18
Сауна на Тверской. Москва. Тверская
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна на Тверской
6500 руб.

ПозвонитьТверская

ПозвонитьТверская улица, 8с7
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна на Хорошевке
5500 руб.

ПозвонитьБеговая

ПозвонитьХорошевское шоссе, 22
На Павелецкой. Москва.
0 отзывов
Сауны и бани
На Павелецкой
5500 руб.
Позвонить1-й Кожевнический переулок, 10
Сауна на Красных воротах. Москва.
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна на Красных воротах
5500 руб.
Позвонитьулица Машкова, 9с1
0 отзывов
Банный комплекс
Римские термы
5500 руб.

ПозвонитьБауманская

Позвонитьулица Фридриха Энгельса, 20с4
9 отзывов
Банный комплекс
Распутин Golden Spa
4000 - 8000 руб.

ПозвонитьПарк Культуры

ПозвонитьЗубовский бульвар, 25к1
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна Кимберли Лэнд
4000 руб.
Банька по-черному всего 8 залов

ПозвонитьСевастопольская

ПозвонитьАзовская улица, 24
0 отзывов
Сауны и бани
Банный комплекс Экспедиция
3700 руб.
Белая баня всего 2 зала

ПозвонитьКитай-Город

ПозвонитьПевческий переулок, 6
0 отзывов
Банный комплекс
Усадьба банная
3500 - 7500 руб.
Корабль всего 13 залов

ПозвонитьОктябрьское Поле

ПозвонитьБольшой Волоколамский проезд, 16
0 отзывов
Оздоровительный центр
Баня Аваллон на Плющихе
3000 руб.
Зал Второй всего 2 зала

ПозвонитьФрунзенская

Позвонитьулица Плющиха, 64с6
0 отзывов
Коттедж с баней
Усадьба банная на Угрешской
3000 - 10000 руб.
Сруб Богатырский всего 8 залов

ПозвонитьКожуховская

ПозвонитьУгрешская улица, 2с90
1 отзыв
Банный комплекс
Баня-клуб Диво
3000 руб.
Охотничий клуб всего 2 зала

ПозвонитьМолодежная

Позвонить3-й Дорогобужский переулок, 6с1
2 отзыва
Коттедж с баней
Русская баня Завалинка
3000 - 4000 руб.

ПозвонитьАлтуфьево

ПозвонитьЗональная улица, 12
0 отзывов
Коттедж с баней
Банный двор в Очаково
3000 - 9000 руб.
Княжеский всего 7 залов

ПозвонитьПионерская

ПозвонитьОчаковское шоссе, 40с1
0 отзывов
Сауны и бани
Сауна в бассейне Атлант
2500 - 3500 руб.

ПозвонитьПролетарская

Позвонитьулица Талалихина, 28с1
0 отзывов
Банный комплекс
Усадьба Банная на Лодочной
2500 - 5000 руб.
Сруб Рыцарский всего 8 залов

ПозвонитьТушинская

ПозвонитьЛодочная улица, 27к1
Посетив русские бани в Москве, можно познакомиться с каноническим русским парением. Именно в столице ярче всего представлена история развития русского банного искусства, функционируют старейшие в стране бани – знаменитые Сандуны, открыты курсы банщиков при Московской гильдии русских мастеров печного и банного дела.





Откуда взялась русская баня доподлинно не известно. Являясь постоянным составляющим быта человека, процедура купания во многих странах трансформировалась в своеобразный ритуал. Постепенно он обрастал местными традиционными обрядами и переплетался с религией.



Мы знаем о банях Древней Индии и Древнего Египта, наслышаны о легендарных термах Древнего Рима. В наше время банное лидерство принадлежит Финляндии. Именно финские сауны наиболее распространены в мире. Что касается самой страны Суоми, то там сосредоточено самое большое количество парилок на душу населения, а именно 3 миллиона на 5,5 миллионов человек. В силу масштабности территории и общего числа населенных пунктов России посчитать сколько всего банных заведений находится у нас не представляется возможным. Однозначно можно сказать, что по значению для самого народа мы можем гордиться русскими банями ничем не меньше, чем финны - саунами.



История термина



В многочисленных спорах историков и языковедов родилось мнение, что слово «баня» происходит от древнегреческого βαλανεῖον (баллиниум), которое в переводе на русский язык означает «сходим в баню, помоемся».



После захвата Эллады Римской империей греческий глагол попал в латинский язык, трансформировавшись в bagno na cano (банио на кано) – «помоюсь пойду». В среднегреческом языке, на котором говорили в Восточной Римской империи или Византии, фразу сократили до общего термина banyo (банио), которым называли и места для мытья и само действие - мытье.



Из Византии через ритуалы крещения, связанные с водой, слово «банио» попало в другие страны, в том числе в Киевскую Русь. Там оно постепенно вытеснило имеющиеся русские слова, означающие банные избы - «мыльни», «мовницы», «мови», «мовни» и купание - «творити мовь».



Несмотря на то, что сегодня банею мы называем помещения с парилкой и вениками, общеевропейское толкование этого слова (англ. - bath, нем. - bad, франц. - bain, итал. - bagno, исп. - bano, болг. - banya, серб. - banja, турец. - banyo и так далее) c древнейших времен и поныне означает омовение вообще, все равно каким способом.



Древний мир



Наши предки, древние племена, кочевавшие по холодным территориям Северо-Восточной Европы, на местах временных стоянок всегда устраивали своеобразную походную баню. По свидетельствам Геродота, у скифов она была гигиенической, лечебной и косметической процедурой, а также просто формой расслабления и отдыха. Для этого устраивался специальный шалаш: скреплялись вместе несколько жердей и покрывались войлоком. Внутрь шалаша вносили металлический сосуд с раскаленными камнями. На камни скифы бросали конопляное семя, от которого немедленно начинал подниматься душистый пар. Находясь внутри, человек не только обильно потел, но и вдыхал насыщенный целебными испарениями воздух.



Геродот отмечает: «Наслаждаясь парением, скифы вопят от удовольствия».


Скифские женщины перед процедурами растирали кусочки коры, хвою кедра и кипариса, а также другие ароматические растения. Сухую смесь разбавляли водой до образования густой пасты с очень приятным запахом, которой натирали все тело. Когда ее смывали, тело становилось чистым и блестело.



Позднее вдоль рек люди начали образовывать постоянные поселения и строить деревянные дома с очагом посредине, который использовался для обогрева помещения, приготовления пищи и купания. Постепенно для последнего стали сооружать отдельные помещения по образу и подобию жилых, но меньшего размера.



Древние финно-угоры для мытья использовали землянки с печками, называя их sauna - от слова savunen, означающего «дымный» (до изобретения трубы для отвода дыма из помещений, все продукты горения оставались внутри строений и изгонялись из них с помощью проветривания).



Южно-восточные славяне отмывались в вырытых на обрывах рек и прогретых огнем ямах, норах, землянках, которые называли «лазни» или «влазни». В древнем Киеве землянки для купаний именовались «изтопки», «истопки», «изтобъки» («из» - вокруг, «топка» - место для огня, очаг).



Древние западные славяне мылись в специально построенных наземных срубах, которые назывались «изба», польск. - izba, чешск. - jizba («из» - вокруг и «ба», как и у соседних германцев, «костер» или «печь»). Позднее эти избы перекочевали в новгородские земли к финнам, словенам и кривичам, где в 800-900 годах свои глинобитные печи они сменили на печи-каменки.



Первые документальные упоминания об этом содержатся в «Повести временных лет» (945 год), составленной летописцем Нестором — монахом Киево-Печерского монастыря. В ней описывается путешествие апостола Андрея в русскую землю. По преданию, святой Андрей проповедовал Слово Божье на киевском холме на берегу Днепра, а после продолжил путь вверх по течению реки. Так дошел он до северных русских земель, где находится современный Новгород. В тех краях Андрей стал свидетелем поразившей его картины: русские люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз.



С толпой странников вернулся Андрей в Рим, где и рассказал об увиденных им чудесах: «Видел избы деревянные. И как нажарят их румяно, от одежд освободятся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят русские мовенье себе, а не мученье».


Современная история



После монгольского нашествия 1240 года Киев вошел в состав Литвы, а затем Речи Посполитой. Европейцы к тому времени снова стали мыться непосредственно в доме, отдельным банным помещениям предпочитая корыта, чаны и бочки, чему и обучили жителей русских южных краев.



От них мода распространилась по всей русской земле, сначала во Владимиро-Суздальское княжество, а потом и в Москву. Вятичи стали мыться в своих курных (дымных) избах, в которых жили, прямо в глинобитных сводовых печах, для банных дел увеличив их горнила.



Традиция мытья в отдельной курной паровой избе, иными словами, бане по-черному, сохранилась на русском севере, особенно в Сибири. Оттуда во времена правления Романовых, известные большим числом переселенцев и зарождением городской торговой бани, она распространилась по всей территории России, навсегда заняв особое место в сердце русского человека.



Особенно распространению банного дела способствовал Петр I. При возведении Петербурга разрешил он строить в новом русском городе банные заведения всем без всяких ограничений, в частности, без пошлин, как в других местах России. Позднее император учредил специальную банную канцелярию, в ведении которой находились банные учреждения Петербурга. Стоимость входа была низкой, чтобы каждый желающий, даже самый бедный, мог ходить париться без ущерба для своего кошелька.



В государственном архиве сохранилась интересная запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение завести в Москве лечебное банное учреждение, хозяина которого строжайше обязывали «…пользовать в нем только наружные болезни и трудные операции без ведома и совета докторского не чинить. И за труд свой цену брать настоящую и без излишеств, дабы на него жалоб не происходило».


Русско-финские отношения



С распространением христианства, стремительным падением нравов в банных заведениях, повлекшим за собой эпидемию сифилиса, в Средние века на западе практически полностью уничтожили банную культуру и саму традицию регулярного мытья. В противопоставление наши служители церкви никогда не трогали русскую баню, считая ее важнейшей помощницей в деле сохранения телесной и душевной чистоты верующих.



Именно благодаря еще совсем недавно известной по всей Европе паровой русской бане сохранилась столь популярная сегодня древняя традиция парения при высоких температурах.


Тут сам собой напрашивается вопрос о саунах. Как случилось, что они дали фору искусству русской бани? Финляндия до 1714 года, то есть до первого попадания под влияние России, 600 лет находилась под гнетом Швеции. Приняв католицизм, финны вместе с остальными европейцами начали рьяно бороться с заботой о бренном теле человеческом, практически полностью утратив свои банные традиции.



Столетиями усердно искореняя сауны на своих землях, финны сохранили их в конце концов лишь в самых дремучих сельских поселениях, где они служили исключительно для сушения или копчения рыбы и мяса, а также хранения конопли, льна и овощей.


В 1809 году страна Суоми в качестве автономного Великого Княжества Финляндского, вошла в состав Российской Империи. Во времена русского правления близость к Санкт-Петербургу с его многочисленными банными заведениями, которые являлись центрами столичной жизни - в них открывали библиотеками, обсуждали политические вопросы, придумывали литературные и музыкальные произведения - вернула интерес финнов к парению. Постепенно в городах появились новые банные заведения. Чтобы не вступать в противоречие с религиозными нормами, в них решили вести себя как в церкви.



С тех пор этикет в sauna предполагает парение в гробовой тишине, в отличие от русских банек, в которых царят громкие разговоры и веселый смех.

После восстановления независимости Финляндии в 1917 году финны вновь стали открещиваться от собственных банных традиций, якобы навязанных «дремучей» Россией и русскими.



Впервые мир узнал о сауне во время олимпийских игр 1936 года в Берлине. Место обитания финских спортсменов в олимпийской деревне было оборудовано перевозной деревянной утепленной кабиной с мощной электропечью, чудодейственным влиянием которой объяснили спортивные достижения команды. Постепенно слухи о финском средстве для прогрева тела спортсмена с целью снятия мышечной усталости, борьбы с болями и усталостью после соревнований обрастали подтвержденными медицинскими фактами.



Еще большую славу саунам снискало желание финнов идти в ногу со временем. Громоздкую каменку они заменили электрической печью, что позволило устраивать парную даже в небольшой ванной комнате многоквартирного дома.





Русскому человеку стесняться своей истории не приходится. Мы бережно сохранили до наших дней традиционные парные и, не чураясь современных мировых тенденций, открываем финские сауны с русской баней, чтобы все желающие приобщиться к банной культуре смогли найти подходящий для себя вариант.



Смотрите также: русские бани и сауны в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге